понедельник, 16 мая 2011 г.

Психология

Особенности адаптации детей с ЗПР при поступлении в новое дошкольное учреждение

Как правило, большинство детей с ЗПР, поступающих в ДОУ, обладают слабым типом нервной системы, слабым иммунитетом, слабым физическим развитием. Для них характерны: эмоциональная лабильность, высокий уровень тревожности, наличие большого количества страхов (как возрастных, так и патологических), неуверенность в себе, негативизм, упрямство, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, высокая заболеваемость.
    Период адаптации детей к ДОУ включает в себя несколько фрустрирующих факторов
  - отрыв от семьи,
-        страх перед незнакомым взрослым,
-       страх перед другими детьми,
-       новый режим дня,
         Влияние этих факторов на период адаптации более сильно сказывается на детях, которые впервые стали посещать ДОУ.
       Данная категория детей отличается высокой степенью привязанности к матери или другим членам семьи. Поэтому свой приход в детский сад они рассматривают как отрыв (как правило, насильственный) от матери. В связи с этим у детей повышается уровень тревожности, появляются характерные для данной ситуации страхи («А вдруг про меня забудут и не заберут», «А может я здесь, потому что плохо себя вёл», «Наверное, они не любят меня больше» и пр.). Они становятся более плаксивыми, раздражительными, подавленными, замкнутыми.
       Как правило, такие дети очень тяжело расстаются с матерью, плачут, долго не могут успокоиться.
       В этом случае педагогам рекомендуют:
-       вести разъяснительную работу с родителями. Рассказать родителям о возможных трудностях в период адаптации, причинах, вызывающих данные трудности и признаках их проявлений. Дать рекомендации родителям о том, как помочь ребёнку справиться с возникшими затруднениями, облегчить прохождение процесса адаптации, сделать его максимально комфортным для ребёнка;
-       приглашать в первые несколько дней родителей, чтобы они находились в группе вместе со своими детьми, постепенно сокращая время своего пребывания;
-       сокращать время пребывания ребёнка в детском саду. Так, в первые дни, ребёнок может находиться в детском саду несколько часов, в последующие дни время пребывания ребёнка можно увеличить;
-       создать в группе доброжелательную, доверительную, комфортную обстановку.
          Ещё одним фрустрирующим фактором для ребёнка в адаптационный период может стать личность педагога. Поскольку этот человек ранее был незнаком ребёнку, то ребёнок не знает, что можно ожидать от этого человека, какой он, как он будет относиться к нему, не обидит ли.
        В этот период дети максимально внимательны к личности педагога. Они наблюдают за ним в различных ситуациях, изучают его по-своему. Ребёнку достаточно уловить малейшее раздражение в голосе педагога, увидеть его сердитый взгляд или равнодушие, чтобы у него начало формироваться негативное отношение, как к самому педагогу, так и детскому саду.
        В данном случае ребёнка можно сравнить с копилкой, в течение достаточно длительного времени он собирает эпизоды различных эмоционально окрашенных событий, и, если в его памяти преобладают отрицательно эмоционально окрашенные воспоминания, то это может спровоцировать отказ от посещения детского сада, мотивированный нежеланием ребёнка общаться с педагогом.
      Поэтому педагог на данном этапе должен быть максимально внимательным и эмоционально отзывчивым к потребностям каждого ребёнка, быть терпеливым и грамотным, гибко реагирующим на происходящие изменения в группе. Педагог должен уважать личность каждого ребёнка, постараться установить доброжелательные и доверительные отношения со всеми детьми, создать эмоционально комфортную атмосферу в группе, постараться вызвать у каждого ребёнка положительный отклик к детскому саду.
     Следующий особо значимый для ребёнка фактор – это общение со сверстниками (одногруппниками). Дети остро чувствуют потребность в общении, так как общение детей друг с другом делает их менее зависимыми от взрослого и более защищёнными. Однако вследствие того, что раньше большинство из поступающих в ДОУ детей не имели в достаточном количестве опыта контактов со сверстниками, и то, что дети данной категории не умеют общаться, так как у всех у них имеется та или иная степень ОНР, вследствие чего вербальное общение оказывается недостаточно эффективным, в невербальными методами общения они не владеют. Поэтому для многих из детей характерно наличие большого количества страхов, связанных с межличностным общением, высокого уровня тревожности и неуверенности в собственных коммуникативных способностях.
         Это может привести к нежеланию общаться с другими детьми, формированию и закреплению чувства неудачи (мотив избегания неудачи), самоизоляции, нежелании посещать ДОУ.

         Для того чтобы избежать возможных негативных последствий, педагог должен:
-       организовать деятельность детей так, чтобы у ребёнка возникла потребность в общении и сотрудничестве с другим ребёнком или группой детей;
-       учить видеть в других детях не помеху, а товарища по игре и совместной деятельности, учить приёмам сотрудничества детей друг с другом;
-       позволить ребёнку быть максимально свободным в выборе партнёров по общению, в выборе дистанции и позиции в общении с другими детьми;
-       организовать общение детей так, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций;
-       используя различные игры, познакомить детей с другом, обращая внимание на наиболее яркие положительные индивидуальные характеристики каждого ребёнка.
      Не менее важно для ребёнка адаптироваться и к новому режиму дня, и тем требованиям, которые предъявляются детям в ДОУ.
       Наиболее часто трудности возникают в выполнении режимных моментов, поскольку у многих детей ещё не до конца сформированы навыки самообслуживания. У всех детей разные темы деятельности, поэтому детям с флегматичным типом темперамента, медлительным будет очень сложно успевать за более быстрыми своими товарищами.
           В результате этого возможно появления отрицательного отношения к отдельным режимным моментам (например, прогулка).
        Чтобы облегчить ребёнку привыкание к режиму работы ДОУ, педагогам рекомендуется:
-       провести разъяснительную работу с родителями о необходимости соблюдения единого с ДОУ и постоянного режима дня;
-       выделить время и место каждому ребёнку для самостоятельной игры;
-       постараться избежать излишней организованности детей;
-       более гибко, учитывая индивидуальные особенности, подходить к выполнению режимных моментов.
        Соблюдение советов и рекомендаций, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, а так же их любовь, поддержка и понимание, позволят значительно снизить влияние фрустрирующих факторов и сделать адаптационный период более эффективным и комфортным.






Развивающие игры


Игры для коррекции развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

 Два барана.
Возраст. От четырех лет.
Цель. Игра помогает ребенку социально одобряемым образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.
Содержание. Взрослый говорит: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, наклонившись вперед, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача -противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Б-е-е».
Примечание. Взрослый должен следить, чтобы «бараны» не навредили друг другу.

Нехочуха.
Возраст. От четырех лет.
Цель. Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.
Содержание. Взрослый читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.
Я сегодня рано встал, (Потягиваются.)
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
- Не бери, поставь, нельзя! (Грозят пальцем.)
Я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)
Не хочу я, не хочу!!! Тут из спальни папа вышел: - Почему такой скандал? Отчего, ребенок милый, Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.) Не хочу я, не хочу!!! Папа слушал и молчал, А потом он так сказал: - Будем вместе топотать, И стучать, и кричать... С папой мы поколотили, И еще поколотили... Так устали! Прекратили...


Солнечный зайчик.
 Возраст. От четырех лет.
Цель. Стабилизация эмоционального состояния.
Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
 


 Зайцы и слоники
Возраст. От трех лет.
Цель. Возможность почувствовать себя сильными и смелыми, повышение самооценки.
Содержание. Ведущий произносит: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется „Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, что делает заяц, когда чувствует опасность? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся и т. д.» Дети показывают.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Взрослый играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашных слонов.
Рекомендации. По окончании упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.