Обмен опытом

 Коррекция развития внимания и зрительного восприятия у детей с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Поскольку большинство психических функций имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.
В результате многочисленных психолого-педагогических исследований были выявлены следующие особенности внимания детей с ЗПР:
¨     неустойчивость внимания, которая обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5 - 15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 - 7 мин «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла.
¨     сниженная концентрация внимания, которая выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности, быстрой утомляемости.
¨     снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
¨     сниженная избирательность. Ребенок как бы окутан раздражителями, он затрудняется выделить цель деятельности среди несущественных побочных деталей.
¨     сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле.
¨     «прилипание внимания». Оно выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию, а также повышенная отвлекаемость.
Что касается восприятия, то каких-либо первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с задержкой психического развития не обнаруживается.
Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к не­скольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного моз­га следов прошлых восприятии. Именно это взаимодействие и ока­зывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.
При ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность, структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга.
Существенным  недостатком  восприятия у этих детей  является значительное замедление процесса переработки поступающей информации. Страдает также и целостность восприятия. Дети испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается ими как единое целое.
Польский психолог Спионек прямо отмечает, что отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении, испытываемой данной категорией детей, что в конечном итоге (без оказания своевременной помощи в дошкольный период приводит к стойким специфическим ошибкам при чтении и письме.
Актуальность этой проблемы и своеобразие педагогической задачи определяет практическую направленность коррекционной работы с данной категорией детей. Основными направлениями этой работы является: своевременное обследование уровня развития психических процессов у детей с ЗПР и их коррекция.

 Недостаточное развитие психических функций не препятствует освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обуславливает необходимость определенной их адаптации к психофизическим особенностям ребенка.

       При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.