понедельник, 16 мая 2011 г.

Психология

Особенности адаптации детей с ЗПР при поступлении в новое дошкольное учреждение

Как правило, большинство детей с ЗПР, поступающих в ДОУ, обладают слабым типом нервной системы, слабым иммунитетом, слабым физическим развитием. Для них характерны: эмоциональная лабильность, высокий уровень тревожности, наличие большого количества страхов (как возрастных, так и патологических), неуверенность в себе, негативизм, упрямство, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, высокая заболеваемость.
    Период адаптации детей к ДОУ включает в себя несколько фрустрирующих факторов
  - отрыв от семьи,
-        страх перед незнакомым взрослым,
-       страх перед другими детьми,
-       новый режим дня,
         Влияние этих факторов на период адаптации более сильно сказывается на детях, которые впервые стали посещать ДОУ.
       Данная категория детей отличается высокой степенью привязанности к матери или другим членам семьи. Поэтому свой приход в детский сад они рассматривают как отрыв (как правило, насильственный) от матери. В связи с этим у детей повышается уровень тревожности, появляются характерные для данной ситуации страхи («А вдруг про меня забудут и не заберут», «А может я здесь, потому что плохо себя вёл», «Наверное, они не любят меня больше» и пр.). Они становятся более плаксивыми, раздражительными, подавленными, замкнутыми.
       Как правило, такие дети очень тяжело расстаются с матерью, плачут, долго не могут успокоиться.
       В этом случае педагогам рекомендуют:
-       вести разъяснительную работу с родителями. Рассказать родителям о возможных трудностях в период адаптации, причинах, вызывающих данные трудности и признаках их проявлений. Дать рекомендации родителям о том, как помочь ребёнку справиться с возникшими затруднениями, облегчить прохождение процесса адаптации, сделать его максимально комфортным для ребёнка;
-       приглашать в первые несколько дней родителей, чтобы они находились в группе вместе со своими детьми, постепенно сокращая время своего пребывания;
-       сокращать время пребывания ребёнка в детском саду. Так, в первые дни, ребёнок может находиться в детском саду несколько часов, в последующие дни время пребывания ребёнка можно увеличить;
-       создать в группе доброжелательную, доверительную, комфортную обстановку.
          Ещё одним фрустрирующим фактором для ребёнка в адаптационный период может стать личность педагога. Поскольку этот человек ранее был незнаком ребёнку, то ребёнок не знает, что можно ожидать от этого человека, какой он, как он будет относиться к нему, не обидит ли.
        В этот период дети максимально внимательны к личности педагога. Они наблюдают за ним в различных ситуациях, изучают его по-своему. Ребёнку достаточно уловить малейшее раздражение в голосе педагога, увидеть его сердитый взгляд или равнодушие, чтобы у него начало формироваться негативное отношение, как к самому педагогу, так и детскому саду.
        В данном случае ребёнка можно сравнить с копилкой, в течение достаточно длительного времени он собирает эпизоды различных эмоционально окрашенных событий, и, если в его памяти преобладают отрицательно эмоционально окрашенные воспоминания, то это может спровоцировать отказ от посещения детского сада, мотивированный нежеланием ребёнка общаться с педагогом.
      Поэтому педагог на данном этапе должен быть максимально внимательным и эмоционально отзывчивым к потребностям каждого ребёнка, быть терпеливым и грамотным, гибко реагирующим на происходящие изменения в группе. Педагог должен уважать личность каждого ребёнка, постараться установить доброжелательные и доверительные отношения со всеми детьми, создать эмоционально комфортную атмосферу в группе, постараться вызвать у каждого ребёнка положительный отклик к детскому саду.
     Следующий особо значимый для ребёнка фактор – это общение со сверстниками (одногруппниками). Дети остро чувствуют потребность в общении, так как общение детей друг с другом делает их менее зависимыми от взрослого и более защищёнными. Однако вследствие того, что раньше большинство из поступающих в ДОУ детей не имели в достаточном количестве опыта контактов со сверстниками, и то, что дети данной категории не умеют общаться, так как у всех у них имеется та или иная степень ОНР, вследствие чего вербальное общение оказывается недостаточно эффективным, в невербальными методами общения они не владеют. Поэтому для многих из детей характерно наличие большого количества страхов, связанных с межличностным общением, высокого уровня тревожности и неуверенности в собственных коммуникативных способностях.
         Это может привести к нежеланию общаться с другими детьми, формированию и закреплению чувства неудачи (мотив избегания неудачи), самоизоляции, нежелании посещать ДОУ.

         Для того чтобы избежать возможных негативных последствий, педагог должен:
-       организовать деятельность детей так, чтобы у ребёнка возникла потребность в общении и сотрудничестве с другим ребёнком или группой детей;
-       учить видеть в других детях не помеху, а товарища по игре и совместной деятельности, учить приёмам сотрудничества детей друг с другом;
-       позволить ребёнку быть максимально свободным в выборе партнёров по общению, в выборе дистанции и позиции в общении с другими детьми;
-       организовать общение детей так, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций;
-       используя различные игры, познакомить детей с другом, обращая внимание на наиболее яркие положительные индивидуальные характеристики каждого ребёнка.
      Не менее важно для ребёнка адаптироваться и к новому режиму дня, и тем требованиям, которые предъявляются детям в ДОУ.
       Наиболее часто трудности возникают в выполнении режимных моментов, поскольку у многих детей ещё не до конца сформированы навыки самообслуживания. У всех детей разные темы деятельности, поэтому детям с флегматичным типом темперамента, медлительным будет очень сложно успевать за более быстрыми своими товарищами.
           В результате этого возможно появления отрицательного отношения к отдельным режимным моментам (например, прогулка).
        Чтобы облегчить ребёнку привыкание к режиму работы ДОУ, педагогам рекомендуется:
-       провести разъяснительную работу с родителями о необходимости соблюдения единого с ДОУ и постоянного режима дня;
-       выделить время и место каждому ребёнку для самостоятельной игры;
-       постараться избежать излишней организованности детей;
-       более гибко, учитывая индивидуальные особенности, подходить к выполнению режимных моментов.
        Соблюдение советов и рекомендаций, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, а так же их любовь, поддержка и понимание, позволят значительно снизить влияние фрустрирующих факторов и сделать адаптационный период более эффективным и комфортным.






4 комментария:

  1. Быкова Светлана16 мая 2011 г. в 11:01

    Замечательная статья "Права ребенка". Обязательно распечатаю и сделаю памятку для родителей в группе. спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Быкова Светлана16 мая 2011 г. в 11:38

    Отвлечь ребенка от телевизора и компьютера - самая злободневная тема...Спасибо за идеи для детей, но, положа руку на сердце...найдут ли наши мамы и папы время, ведь их тоже надо чем-то отвлечь от тех же технических устройств! что посоветуете?

    ОтветитьУдалить
  3. Для родителей предлагаю на выбор:
    - горные велосипеды
    - спортивный клуб
    - новинки художественной литературы
    - разведение кактусов
    - совместный отдых с друзьями

    ОтветитьУдалить
  4. Ильина Света17 мая 2011 г. в 09:59

    Здравствуйте, Екатерина Викторовна, подскажите пожалуйста, как можно развивать слуховое, тактильное, обонятельное восприятие у ребенка с задержкой психического развития. Спасибо.

    ОтветитьУдалить