среда, 11 мая 2011 г.

Развивающие игры

Учим детей различать цвета
 Для нас, взрослых, жизнь в цвете естественна. А для малышей очень важна. Поэтому овладение сенсорными эталонами, которые создало человечество, – образцами цвета, формы, величины чаще всего начинается с освоения малышом именно цвета. Как помочь ему в этом?
Уроки радуги
Известный педагог Мария Монтессори  считала, что обучать малышей цветам, как, впрочем, и понятию формы или величины, необходимо поэтапно. Во время первого занятия-знакомства покажите маленькому только две карточки, например желтую и красную.  Сначала лучше использовать для обучения именно карточки из цветного картона, а не игрушки, чтобы малыш не отвлекался на форму предметов. Обучая ребенка, сначала достаточно, показав на карточку, просто несколько раз назвать ее цвет. Затем попросите малыша дать вам красный, потом желтый. Если он ошибается – не беда, постепенно он обязательно на­учится узнавать цвета. Это, конечно, не значит, что нельзя называть ребенку другие цвета, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, искусственно ограничивать знакомство с цветами только теми двумя, которые вы изучаете на данный момент. Просто, начиная обучение, не стоит перегружать малыша информацией и пытаться научить всему сразу. Если игра с карточками малыша не увлекает, можно построить «урок» и с помощью игрушек.
Приучите себя, говоря о предметах, называть их цвет. «Ты можешь дать мне карандаш желтого цвета?» Это прозвучит гораздо естественнее, чем вопрос: «Какого цвета этот карандаш, машина или совок?» Ребенок может устать и заупрямиться, если в течение дня вы будете задавать ему один и тот же вопрос. Когда вы одеваете малыша, обратите внимание на цвет его пальто или ботинок. За столом покажите разные цвета на тарелке – помидор красный, горошек зеленый, пюре желтое. Заметьте, какая у него красивая красная машинка, как хорошо пахнут эти красные розы.

«Разноцветные» игры

«Спрячь зайку от лисы». Подбери к разноцветным домикам зайца двери того же цвета, что и домик.

Фокус «Окраска воды». Этот фокус идет на ура на детских праздниках. Возьмите три банки с водой. Предварительно намажьте внутреннюю поверхность крышек красной, синей, зеленой гуашью. Произнося «заклинание»: «Стань вода-водица не простой, а синей! Абракадабра!», взбалтывайте банку.

«Разложи пуговки по цветам».
Эту задачу можно усложнить, раскладывая в одну коробочку маленькие красные пуговки, в другую – большие красные и т. д.
Выложи бусинки в ряд от самой темно-синей к самой светло-синей.

«Путаница». Возьмите ручки разного цвета, снимите с них колпачки и попросите малыша помочь вам правильно распределить колпачки по ручкам. Надевая колпачок и называя его цвет, намеренно сделайте ошибку – малыш вас наверняка поправит.

«Мой колпак». Склейте колпачки из цветного картона. Читайте стихотворение «Еду-еду к бабе, к деду, на лошадке в красной шапке!» – малыш должен надевать на голову «шапку» цвета, который вы назвали.

«На что похоже?». По очереди с малышом берите листочки бумаги разного цвета и придумывайте ассоциации с цветом, который вам достается: белый, как облако. Игру можно продолжить на прогулке – это развивает наблюдательность, внимание.

«Кто исчез?». Разложите перед ребенком пять-шесть карточек разных цветов. Попросите запомнить, какие цвета он увидел. Затем накройте карточки платком и уберите одну карточку. Ребенок угадывает, какой цвет пропал.

«Магазин». Вырежьте из цветной бумаги денежки. Вы даете малышу денежку определенного цвета, а он должен найти в своем магазине игрушку такого же цвета.

«Запоминалки». Для игры понадобятся два одинаковых набора цветных кружочков – цвета спектра или, если их малыш уже хорошо знает, нескольких оттенков одного цвета, например шесть тонов зеленого. Один набор разложите перед малышом, другой – на столе в противоположном конце комнаты. Покажите один из цветов, попросите малыша запомнить его и найти на столе во втором наборе. Подобная игра отлично развивает зрительную память, она может упрощаться и усложняться в зависимости от возраста.


Это интересно


Откуда произошло слово «ребенок»?
Согласно наиболее распространенной среди специалистов точки зрения, слово ребенок произошло от слова «раб». В древнерусском корнем этого слова был «роб» - в некоторых диалектах и сейчас принято говорить «робёнок», «робята».

Во многих других славянских языках (болгарском, словенском, чешском) раб так же обозначался словом «роб», таким образом, робенок – сын раба или маленький раб. Ребенка свободных людей называли «дитя» или «чадо».
 
Значение самого слова «раб», вероятно, стоит искать в латинском orbus (осиротевший), где были переставлены местами буквы (rob) – издревле именно сироты выполняли самую тяжелую работу по дому.
Со словом «работа» связано второе толкование слова «ребенок». Все мы знаем, как усердно малыши, глядя на родителей, пытаются выполнять ту или иную работу. Очевидно, такие попытки помочь старшим вызывали радость и умиление и у наших предков, старательного кроху называли «работничком». Так, от слова «работа» образовались слова «ребята» - подрастающие помощники в семье, а от ребят уже родилось слово «ребенок», «ребеночек».
А от слова «ребенок», в свою очередь образованы еще несколько слов – ребячий, ребячиться. В словаре Даля можно найти еще одно любопытное, ныне не используемое слово – «ребятница», означающее женщину с грудным ребенком.

Источник: www.moi-roditeli.ru/

Родителям

          Какие игры помогут ребенку сгладить недостатки      темперамента?

Почему одни дети любят тихонечко сидеть и читать книжки, а другие носятся весь день, играя в футбол? Почему одни предпочитают компьютерные «стрелялки», а другие без ума от логических головоломок? Конечно же потому, что они разные, каждый со своим характером и темпераментом.
 
Не секрет, что в младшем возрасте игра является основной формой обучения. С помощью правильно подобранных игр можно скорректировать недостатки, присущие тому или иному темпераменту.

Обратите внимание, какие игры предпочитает ваш ребенок-меланхолик? Скорее всего, это спокойные, тихие игры в одиночестве или с близким товарищем. Если оставить все так, как есть, из малыша может вырасти излишне скромный и застенчивый человек, погруженный в себя. В садике и в школе такому ребенку будет сложнее влиться в коллектив, а заниженная самооценка создаст трудности в общении со сверстниками.

Что делать родителям меланхолика? На помощь придут подвижные спортивные игры с элементами соревнований. В эти игры уже не поиграешь в одиночестве, и ребенку придется, преодолевая стеснительность, знакомиться с новыми товарищами по играм. Можно устроить соревнование по бегу, прыжкам на скакалке, предложить игры с мячом. Все эти игры заставляют ребенка двигаться, стараться, прилагать усилия, чтобы стать первым. Тогда у меланхолика будет вырабатываться упорство, которого ему так не хватает. Кроме того, активные игры переключают внимание ребенка с внутренних переживаний на внешний мир, на окружающих людей.
Ребенок-холерик - вот у кого энергия бьет через край!
Ребенок-холерик - вот у кого энергия бьет через край!
В отличие от меланхолика, ребенок-холерик не умеет играть в одиночестве. Эти неугомонные дети могут весь день носиться по двору в окружении шумной ватаги. Ребенок-холерик должен всем показать, что он умеет. Вот у кого энергия бьет через край! С какими сложностями могут столкнуться такие дети и их родители? Прежде всего, навредить холерику может его импульсивность и вспыльчивость. Стремление быть первым и показать себя, возможно, приведет к конфликтам, а гиперактивность помешает сосредоточиться на учебе.

Чего не хватает холерику? Усидчивости и внимательности. Выработке этих качеств будут способствовать интеллектуальные и настольные игры. Конечно, заставить активного малыша корпеть над сборкой конструктора будет сложно, но настольный футбол или хоккей должны прийтись ему по нраву. Маленьким холерикам полезно заняться лепкой или рисованием.
У ребенка-сангвинника всегда много друзей и немало игр в запасе
У ребенка-сангвинника всегда много друзей и немало игр в запасе
Родителям сангвиника может показаться, что у их ребенка совсем нет проблем. Да и какие проблемы могут быть у этого веселого, общительного и дружелюбного малыша? У ребенка-сангвиника всегда много друзей и немало игр в запасе. Однако универсальность и умение быстро приспосабливаться к любой ситуации могут привести к частой смене привязанностей. У ребенка может быть много товарищей по играм, но среди них вряд ли найдется хотя бы один настоящий друг.
Если вы не хотите, чтобы ваше чадо выросло легкомысленным и непостоянным, нужно вырабатывать в нем упорство. Идеальной игрой для сангвиника будет конструктор, который поможет ребенку открывать в старой игрушке что-то новое. Игрушки-трансформеры также помогут удержать внимание ребенка. Главная цель родителей – заинтересовать ребенка так, чтобы он не переключался быстро на другие игры.
Дети-флегматики спокойны и малоподвижны
Дети-флегматики спокойны и малоподвижны
Дети-флегматики также не вызывают беспокойств у родителей. Они будут играть в любую игру, которую им предложат. Причем с завидным спокойствием и рассудительностью. Но малоэмоциональность и медлительность могут привести к тому, что из ребенка вырастет пассивный, ленивый и равнодушный человек, который будет просто «плыть по течению». Или, что хуже всего, им станут командовать, а он будет безропотно выполнять приказы.

Подвижные игры, безусловно, растормошат малыша. Однако с флегматиком в такие игры нужно играть несколько иначе, чем с меланхоликом. Известно, что флегматики не любят рисковать. Если малыш проиграет в игре-соревновании, то сразу потеряет к ней интерес. Поэтому поначалу лучше заинтересовать малыша такими подвижными играми, как прятки, жмурки. Или предложить командные игры («вышибалы»). Полезны будут и развивающие игры, особенно паззлы.

Помните: каким бы ни был темперамент вашего малыша, изменить его насильно вы не сможете. Однако различные игры помогут если не исправить, то значительно сгладить его недостатки.

Источник: shkolazhizni.ru/